Метафизика человека
 
 Мой канал YouTube
 

 

 

 

 

Энергия Воды - Кубки - Чувства

10.01.2014 00:27 Рейтинг: 0

Марина М. Холкина

 

Диатриба о Чувстве Собственного Достоинства

 

Моей подруге - Галине Козловой
ко Дню Рождения, 17 ноября 1999г.
С признательностью и любовью

 

***

август 1995г.

Мне было бы интересно поразмышлять вместе с Тобой о чувстве собственного достоинства, ведь это именно то, вокруг чего, по существу, строятся наши разговоры, на что мы беспрестанно наталкиваемся, что ключевым образом открывает причинные ларцы.

Так всегда бывает, стоит лишь углубиться в явление, как оно перестает быть очевидным и простым – в нем проявляется многозначность, и разные грани, совмещаясь, образуют сложное целое.

Чувство – трудноизмеряемый предмет. Много его или мало, где критерий его развитости, «гипер» или «недо»? Однако, эти самые «едва уловимые» чувства служили причиной убийств и войн, рождений и созиданий и, пожалуй, большинству того, что происходило и происходит на земле.

Что же касается «идентификации» чувства – это если и не невозможно вовсе, то весьма затруднительно. Скажи мне, какова Медея, когда убегая с Язоном, она убила своего малолетнего брата Апсирта, «а затем разбросала куски его тела по морю, понимая, что пораженный горем отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения». Если, как гласит предание, это было сделано во имя ЛЮБВИ, то ... в чем отличие любви от извращенной жестокости? Мне понятно, когда о Любви говорит Апостол Павел, но почему мы этим словом называем все подряд без разбору?

Не материальное и физическим образом не измеряемое (в отличие от состава крови, давления и прочего) чувство способно превратить нашу кровь в уксус, вызвать инсульт, лишить движения, абсолютно управляя материальной стороной бытия. В то же время, вспомни о непостижимых явлениях, когда человеку одного чувства жажды жизни хватало, чтобы выжить, из калеки превратиться в атлета, зарубцевать рану.

Следовательно, в нашем размышлении чувство может выступать как основа, стержень и проводник того явления, которое в нем заключено.

Мощь его власти, до некоторой степени устрашающа, но лишь в том случае, когда ты его недооцениваешь или относишься пренебрежительно.

Чувство живет в двух мирах одновременно – внутри и во вне. Оно внутри нас и порождено нами, нашим существом: плотью, духом, сознанием. Как только наше чувство минует период младенчества, важно выстроить с ним нормальные взаимоотношения – желательно дружеско-партнерские. А уж если не обращать на него должного внимания, то со временем ты получишь себе оголтелого деспота, который будет делать с тобой что угодно.

Можно занять позицию монарха и управлять своими чувствами, ни на секунду не ослабляя контроля. Увы, как мне кажется, это путь банкротства. Загнанные в стальную клетку, чувства зачахнут, обеднеют и в тебе восторжествует прагматичное «рацио». Это – путь. Но твой ли он? Иногда проявление именно «неконтролируемых» чувств – восторга, наслаждения, радости,– доставляют нам ощущение полноты жизни. Во всяком случае, наслаждение музыкой и искусством вообще я отношу к «неподконтрольной сфере». Ну, не стыдно ли плакать в концерте или выставочном зале? Не стыдно.

Как это ни странно, твои отношения с собственными чувствами не останутся вашим внутренним интимным делом. Именно это ни для кого из окружающих не тайна и, более того – очевидно. Во внешний мир, на других людей выходят не твои чувства сами по себе, а продукт ваших взаимоотношений. Думается, мы можем составить суждение о наших чувствах по реакции людей на нас самих. Это, пожалуй, обратная проекция того, как другие судят о нас по нашим чувствам. Ведь выходя из нас, чувства становятся самостоятельными носителями нашего эго, в то же время соотносятся и аналогизируются с нами, определяя в чужих глазах наш образ.

Вот формула: «Чувства вышли из под контроля» – о чем она свидетельствует? В первую очередь об их самостоятельности и еще о том, вероятно, что это ты оказался под полным и безраздельным управлением, выступая марионеткой собственных чувств.

Мы можем развивать, формировать и воспитывать свое чувство, но и оно, в свою очередь «шлифует» и «оттачивает» нас.

Получается, что мера твоей ответственности перед окружающими определяется твоим трудом по установлению «дипломатических отношений» с собственными чувствами. Труд постоянный, изнурительный, но благодарный. Время от времени жизнь дает возможность убедиться в целесообразности сего занятия, когда удается противостоять ее каверзам, а порой и бурям...

***

Четыре года спустя ... 09.10. 1999

Тогда, еще до наших «поездок» по больничным коридорам, текст был прерван на многоточии. Мне предстояло на самой себе проверить - так ли на самом деле то, о чем я говорила. Вероятно, именно теперь настало время перейти ко второй части размышлений – о собственном достоинстве.

Привыкнув к «научному труду», лезу в словари и с удивлением обнаруживаю, что определение достоинствапо большей части сводится к тому, что это – положительное качество. Выходит, что мы довольно мало понимаем о достоинстве, мы чувствуем, что это такое, но чувство чувства – это уже слишком!

Рискну предположить, что у тебя сейчас тот жизненный этап, когда осознание глубинных смыслов Собственного Достоинства способно вывести на новый путь не только тебя, но и тех, кто с тобой рядом.

Давай поблуждаем в соседних, произрастающих из одного корня с достоинством пространствах – достоверности и достоянии.

«Достоверность форма существования истины, обоснованной каким-либо способом». Истинно ли мое представление о себе, достоверен ли тот образ, который я пытаюсь выдать за свое Я? Получить ответ на этот вопрос можно только через обоснование. Аргументируй и обоснуй все свои черты, каждую в отдельности и все во взаимосвязи, и взгляни на достоверный автопортрет. Именно за этот образ и не за что иное тебе предстоит бороться, именно его предстоит отстаивать перед всем миром, другими людьми, конкретными ситуациями и собственными заблуждениями.

То, что сказано, с неизбежностью приводит нас к понятию гуманизма, а именно: «Гуманизм от лат. humanutas – человечность принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности ...».Защиты от кого или от чего, либо для кого или для чего?

Отстаивать себя перед кем-то, порой, сложно и мучительно, но возможно. Мы, так или иначе, научились в ситуации непонимания или противодействия отстаивать собственные точку зрения, позицию, решение. Нам не всегда это удается и вопрос «почему?» требует ответа. Истоки поиска ответа коренятся где-то глубже, чем во внешних доказательствах. Луций Анней Сенека сказал: «Так и поступай, мой Луцилий – ОТВОЮЙ СЕБЯ ДЛЯ СЕБЯ САМОГО». Можем ли мы, умеем ли мы, понимаем ли мы как отстоять себя перед самим собой. Один хочет видеть нас проще, другой – жестче, третий – терпимее, четвертый – прозорливее, пятый – добрее, шестой – умнее, седьмой – богаче и так до бесконечности. А какой Я с той степенью достоверности, когда мне понятно и хорошо с самим собой? Если моя человечность распространяется не только во вне, а имеет прямое отношение к Я, то исключительно мне дано выбирать тот путь совершенствования и изменений, который не истребит, в конечном итоге то, что Я есть на самом деле.

Похоже, что отстоять перед другими ты можешь только то, что уже доказала самой себе, что является частью твоего существа и составляет твое убеждение и веру.

Достояние – некая ценность, принадлежащая кому-либо иди чему-либо. Скажи, что по-твоему представляет наивысшую ценность? Рискну предположить, что в этом вопросе ты не расходишься с великими и произносишь – жизнь. Отсюда следом возникает вопрос – какая жизнь? Как выбрать ту или иную жизнь, ведь их так много?!

В переломные моменты нашей личной истории под воздействием других людей или обстоятельств мы именно это и намереваемся сделать – изменить свою жизнь. А по каким критериям, ради какого смысла мы станем ее выбирать: покой, дело, материальное благополучие, некая цель или что-то еще? Обретение покоя для живого человека явление временное, это только период успокоения и отдыха в промежутке после чего-то перед чем-то. «Остаток жизни я хочу прожить спокойно» выдающееся заблуждение, свидетельствующее только о степени усталости в данный момент. Служение делу, если оно не мое, не близко и не занимает всего моего существа – путь разочарования как в самом деле, так и в себе. Непрочное и изменчивое материальное благополучие меньше всего могло бы стать основой жизни, именно в силу своей непредсказуемости, доказанной всей историей человечества.

Достижение некоей цели исчерпывает выбранный путь, а не достигнутая цель обессмысливает весь пройденный путь, если только не была поставлена абсолютная цель – познание Истины, но это путь избранников, рискну предположить, что мы с тобой к ним не принадлежим. Получается, что изменение жизни, выбор пути мы связываем со спонтанными, ситуативными потребностями за которые, скорее всего, придется расплачиваться. «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Следует ли отсюда, что смыслом выбора того или иного пути могу быть только Я, не мои потребности, настроения, состояния души, а то достоверное Я, которое я знаю?

Тогда изменением жизни может быть только путь к себе. Эти отрывочные, приблизительные и короткие размышления можно было бы пока, завершить тем, что, вероятно -

Чувство Собственного Достоинства – это мое достояние в достоверном Я.


Стань своим собственным достоянием и твое достоинство станет совершенно. Кто сможет на него посягнуть?

 

 

Несколько цитат к случаю:

Не смотри на мир с досадой.
Всех исправить не надейся,
Сам смотри – с пути не сбейся,
А стоишь, так уж не падай.

И. Гете

***

Каждый раз, когда я заполняю вакантную должность, я порождаю сотню недовольных и одного неблагодарного.

Людовик XIV

***

Те, кто живут в стеклянном доме, не должны бросаться камнями.

Английская пословица

***

О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.

Ф. Ларошфуко

***

Будьте не просто хорошим; будьте хорошим для чего-нибудь.

Г. Торо

***

Кто в беде сохраняет достоинство, тот учит мужеству достойных людей и служит укором людям дурным.

Н. Фосколо

***

Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.

Фукидид

***

Кто сам говорит о своих достоинствах, тот смешон, но кто не сознает их – глуп.

Ф. Честерфилд

***

Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения,– все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.

Эпиктет

***

Алмазы в грязи не тают.

В. Гюго

Оценить материал:
очень плохо плохо так себе хорошо отлично
Комментарии посетителей:
Страница: -
Добавить комментарий:
Ваше имя:
Ваша эл. почта:
Сообщение:
получать новые комментарии на e-mail
не публиковать e-mail в комментариях
Секретный код:   Введите цифры на картинке  

 

 

счетчик посещений © 2019, Метафизика человека    Технология «Сайт-Менеджер»